Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Что такое адаптация в детском саду?

Как родителям правильно вести себя в период

адаптации, чтобы помочь малышу привыкнуть к детскому саду?

 

Можете ли вы себе представить каковы 

впечатления ребенка, впервые попавшего в 

детский сад? Представьте себе, что вы 

попадаете в незнакомый город, с путаницей 

улиц, наполненный своими жителями, причем 

все они больше вас, а есть и просто гиганты. 

Гиганты проявляют к вам особый интерес, но 

их намерения пока неясны - добрые они или 

не очень (поэтому на всякий случай надо быть 

с ними настороже!), а в квартире, в которой вам 

предстоит жить, живут еще 15-20 человек.

 

Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было от всего этого спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.

 

Согласитесь картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад трехлетним малышом: действительно, все дети там хоть на год, но старше его; его окружают незнакомые взрослые – воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно – что там, за поворотом? – не заблудиться бы.

 

Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то трудности освоения новой ситуации приведут к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями.

 

Адаптация к детскому саду.

Идти ли малышу в дошкольное учреждение?

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделены фазы адаптационного процесса:

1.Ориентировочная фаза– как правило, она длится несколько первых дней посещения детского садика. Малыш в этот период проявляет интерес к новым игрушкам, радуется, увлечен всем новым. Ребенок либо приходит на прогулку вместе с мамой, либо находиться в группе небольшое количество времени.

2.Острая фаза- в этот период в среднем в течение 1 месяца малыш начинает понимать и привыкать ко всему новому. Процесс привыкания к саду сопровождается разнообразными сменами самочувствия и настроения ребенка, малыши много плачут. Часто ребенок переносит респираторные заболевания, может наблюдаться нарушение сна, снижение веса, ребенок отказывается от еды. Может наблюдаться регресс навыков, т.е. малыш как будто разучился ходить на горшок, разговаривать.

3.Подострая фаза или собственно адаптация– характеризуется адекватным поведением ребенка, налаживается сон, ребенок мало плачет, как правило, только при расставании с родителями утром. Малыш начинает играть, вступать в контакты со сверстниками и взрослыми. Привыкает ко всем режимным моментам сну, приему пищи прогулке. Фаза длится 3-5 месяцев.

4.Фаза компенсации– характеризуется убыстрением темпа развития, малыш схватывает все на лету, учиться одеваться, разговаривать, играть, и пр.

 

В итоге период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех- шести месяцев и зависит от многих причин: возраста, состояния здоровья ребенка, от особенностей нервной системы и пр.

 

Все эти изменения обрушиваются на ребенка, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страх, частые болезни и пр.

Что же могут и должны сделать родители, чтобы облегчить процесс адаптации.

 

 

Адаптация к детскому саду.

Идти ли малышу в дошкольное учреждение?

 

Естественно, что родителям хочется найти такое место, где бы их ребенок развивался быстро и гармонично. При решении вопроса, в какой детский пойдёт малыш, целесообразно обратить внимание на следующие моменты.

 

1. Много полезной информации можно извлечь из знакомства с распорядком дня дошкольного учреждения. В первую очередь обратите внимание на то, в какой степени в нём отражены и уравновешены различные виды деятельности: активная и пассивная, индивидуальная и групповая. Посмотрите, чем занимаются дети, справившиеся с заданием раньше остальных.

 

2. Для того чтобы получить достаточно полное представление о работе дошкольного учреждения, родителям следует провести в нём хотя бы несколько часов. Особенно полезны наблюдения в начале дня. Как приветствует детей воспитатель и как он обращается с детьми, которые не хотят расставаться с родителями? Предъявляет ли к детям какие-то особые требования, и как они их воспринимают?

 

 

 

 

 

 

 

3.Понаблюдайте за деятельностью в группе. Все ли дети заняты делом, или некоторые из них бесцельно бродят? Получают ли дети удовольствие от общения друг с другом и воспитателем?

 

4.Окружающую обстановку следует оценивать с позиции ребёнка. Красиво ли оформлена комната? Размещены ли украшения так, чтобы ребёнок мог их видеть? Имеется ли в группе достаточное количество интересных игрушек? Может ли воспитатель держать в поле зрения одновременно всех детей?

 

5.Малыши чрезвычайно активны и деятельны. Поэтому окружающая их обстановка должна быть одновременно и свободной, и безопасной. Выбор игр и деятельности должен быть настолько разнообразен, чтобы удовлетворить всех детей независимо от степени их непоседливости и уровня развития.

 

 

 

6.Пребывание в дошкольном учреждении должно способствовать развитию в ребёнке таких качеств, как любознательность, уверенность в своих способностях и желание учиться.

Прекрасное образование и первоклассный штат сотрудников – существенное, но все, же недостаточное условие для того, чтобы сделать правильный выбор. Принципиально важно, чтобы особенности характера ребёнка соответствовали «личности» детского сада. Например, кому-то из детей полезен жёсткий распорядок дня, а кому-то, наоборот; активному малышу требуется открытая площадка для подвижных игр, а пассивному или застенчивому – уютное и укромное место, где бы он мог уединиться и успокоиться.

Первые впечатления ребёнка могут заметно сказаться на всём его пребывании ребёнка в детском саду. Приняв во внимание перечисленные выше факторы, вы сможете обеспечить оптимальный выбор дошкольного учреждения для своего ребёнка.

 

Для продолжения просмотра документа перейдите по ссылке: "Адаптация детей в детском саду"